Ю.М.Лотман

Лотмана , выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых Скачать 5. Название Книга Ю. Лотмана , выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых страница.

Иконникова С.Н. История культурологических теорий - файл 1.

С работал в Эстонии. Проблемы истории, теории литературы и культуры исследует в широком историко-философском и историко-бытовом контексте в том числе с точки зрения семиотики. При анализе поэтических систем обращался к структурному методу. Цикл телепередач"Беседы о русской культуре". После окончания ЛГУ с х гг.

При раскрытии взаимосвязей между человеком и культурой З. Фрейд уделяет Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме.

Цель ридера - указать на включение разнообразных текстовых объектов культуры в анализ, предполагающий выход за пределы традиционного филологического подхода. Естественность обращения известных филологов к вопросам семиотики и истории культуры, философии, психологии во многом обусловлена современным состоянием гуманитарных исследований, находящихся в поле интенсивного интертекстуального взаимодействия.

Филологический объект — текст — представлен в избранных для ридера статьях традиционным художественным текстом, текстом массмедиа и, много шире - текстом культурных объектов. Кроме того, филологический метод в его герменевтическом или семиотическом проявлении оказывается распространенным на области гуманитаристики в целом. Ридер снабжен введением, краткими комментариями к текстам и вопросами для самостоятельной работы студентов. В качестве примера отметим структурализм и семиотику методологическим основанием которых стала лингвистика , захвативших науку в середине века и претендующих на статус последнего универсального научного метода.

В настоящее время дисциплины, по тем или иным параметрам сопредельные филологии, настолько разнообразны, что с трудом поддаются каталогизации. Так, философско-литературная герменевтика и философия языка активно обращаются к онтологическим аспектам текста. Спектр дисциплин, так или иначе включающих вопрос о процессах понимания текста и его смысле, варьируется от герменевтики до структурализма и деконструктивизма.

Цель текста, его функция в том или ином контексте — один из самых актуальных вопросов для множества подходов, начиная с марксистской литературной критики и заканчивая современными гендерными исследованиями, постколониальными штудиями, исследованиями риторики и прагматики текста и т. Совершенно очевидно, что разнообразные школы, включающие данный вопрос в поле своего рассмотрения, — от ритуально-мифологической до психоаналитической и культурно-исторической — имеют очевидную междисциплинарную основу.

Любой текст соотносится с другими явлениями культуры и истории. Культурно-исторические исследования, широкий спектр культурологических практик, труды по компаративистике, структурализму и семиотике — формы гуманитарного исследования, по разному актуализирующие эту проблему. Существует и ряд маргинальных направлений, исследующих связи текста и этноса, экономики, политики, юриспруденции и пр.

, ; . : .

значительном игнорировании морали. Ю.М. Лотман в работе «О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры» отмечает, что страх.

Цель ридера - указать на включение разнообразных текстовых объектов культуры в анализ, предполагающий выход за пределы традиционного филологического подхода. Естественность обращения известных филологов к вопросам семиотики и истории культуры, философии, психологии во многом обусловлена современным состоянием гуманитарных исследований, находящихся в поле интенсивного интертекстуального взаимодействия. Филологический объект — текст — представлен в избранных для ридера статьях традиционным художественным текстом, текстом массмедиа и, много шире - текстом культурных объектов.

Кроме того, филологический метод в его герменевтическом или семиотическом проявлении оказывается распространенным на области гуманитаристики в целом. Ридер снабжен введением, краткими комментариями к текстам и вопросами для самостоятельной работы студентов. В качестве примера отметим структурализм и семиотику методологическим основанием которых стала лингвистика , захвативших науку в середине века и претендующих на статус последнего универсального научного метода.

В настоящее время дисциплины, по тем или иным параметрам сопредельные филологии, настолько разнообразны, что с трудом поддаются каталогизации. Так, философско-литературная герменевтика и философия языка активно обращаются к онтологическим аспектам текста.

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства

Важно подчеркнуть, что стоит выделиться какому-либо уровню семиотического освоения мира, как в рамках его тотчас же наметится оппозиция, которая может быть вписана в приведенный ряд. Без этого данный семиотический механизм оказывается лишенным внутренней динамики и способным лишь передавать, но не создавать информацию. Невозможность точного перевода текстов с дискретных языков на неднскретно-континуальные и обратно вытекает из их принципиально различного устройства: Выделить знак как некоторую исходную элементарную единицу не составляет труда.

В континуальных языках первичен текст, который не распадается на знаки, а сам является знаком или изоморфен знаку.

Статьи по семиотике культуры и искусства Лотман Юрий Михайлович Стыд регулировал то, что было общим для всех людей, а страх определял их.

В первом речь идет о совпадении и наличии всех трех типов значений, и примером может быть любой из широкого круга текстов, например волшебная сказка, исполняемая в той аудитории, в которой еще живо непосредственное восприятие фольклора. Здесь наличествует определенное языковое сообщение, которое, для того чтобы стать текстом, требует определенной дополнительной выраженности, а тексту присуща некоторая, только им обслуживаемая, культурная функция.

Чтобы выполнить текстовую функцию, сообщение должно деритуализоваться от прежде обязательных признаков текста. Так, в определенные моменты например, в русской литературе после Гоголя художественный текст, для того чтобы восприниматься как искусство, должен был быть не поэзией текст с выраженными признаками отличия от нехудожественной речи , а прозой, в которой это отличие выражено нулевым показателем.

Условием высокой семиотичности текста в этом случае становится выведение его из привычных норм семиотичности и внешняя десемиотизация. Там, где функцию текста могут выполнить лишь сообщения без текстовой выраженности, ритуализованные тексты теряют способность выполнять функцию, для которой предназначены: Текст не содержит в себе общеязыкового сообщения. Противоположным будет случай, когда непонятное и незначительное субтекстовое сообщение не может стать текстом, то есть получить смысл культурной ценности.

Так, например, культурную функцию некоторого текста можно выполнить, только будучи другим текстом. Возможность отделения функции от текста подводит нас к выводу о том, что описание культуры как некоторого набора текстов не всегда обеспечивает необходимую полноту.

Оглавление:

Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17 — 24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Х ) — филолога, историка, семиотика — изучено еще недостаточно, .. исследователем механизмов стыда, страха и чести в истории культуры.

Асемантический и асинтаксический тип Успенскому от 19 марта г. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

Семиосфера

Мир искусств Книга Ю. Лотмана , выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты, такие как искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма - культуры.

семиотических работ, который составлен совместно с Вячеславом Ю. М. Лотман, О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры, в.

Надеемся, Вы провели время с удовольствием! Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями:

Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства

Читать О природе искусства Наука и искусство — это как бы два глаза человеческой культуры. Именно их различие и равноправие создают объемность нашего знания. Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям. Искусство — форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием. Казалось, что наука занимается тем, что повторяемо и закономерно.

Его лекции по истории литературы и культуры собирали сотни слушателей. Михаил Лотман - профессор семиотики и литературоведения, Однако страх – принудительный, внешний запрет, а стыд - это.

, , . , , .

Ю.М.ЛОТМАН Семиосфера. Культура и взрыв

Юрий Михайлович Лотман Статьи по семиотике культуры и искусства С. О Лотмане Юрий Михайлович Лотман стал классиком при жизни. Во всяком случае, значительная часть интеллигенции, и не только научной, воспринимала его именно в таком качестве.

Лотман — и литературовед, и лингвист, и искусствовед, и семиотик, теоретик .. (); «О семиотике понятий"стыд" и"страх" в механизме культуры».

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства 3. Выделение в коллективе группы, организуемой стыдом, и группы, организуемой страхом, совпадает с делением"мы - они". Характер ограничений, накладываемых на"нас" и на"них", в этом смысле глубоко отличен. Культурное"мы" - это коллектив, внутри которого действуют нормы стыда и чести. Страх и принуждение определяют наше отношение к"другим".

Возникновение обычая дуэли, полковых судов чести в дворянской среде, студенческого общественного мнения отказ подавать руку , писательских судов, врачебных судов в разночинной среде, стремление внутри"своей" среды руководствоваться этими нормами и не прибегать к услугам суда, закона, полиции, государства - свидетельства различных типов стремления применять внутри"своего" коллектива нормы стыда, а не страха. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом.

По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Здесь допускается обращение к внешней силе"царь","начальство". Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур.

Стыд (31.07.2012)

Posted on